Юридический офис Сумской области / Legal office of Sumy region
Последние новости:
Законом України «Про державний бюджет України на 2018 рік» з 01 січня 2018 року встановлено прожитковий мінімум для працездатних осіб у розм...
от 11 декабря 2017 года № 126 о Внесении изменений в Положение о порядке проведения выездных, невыездных (камеральных) проверок по соблюдени...
в предоставлении психиатрической помощи, согласно оному с 10 июня 2018 года вводится в действие новый порядок судебного рассмотрения вопроса...
Головне управління ДФС у Київській області звертає увагу, що Законом України від 03.10.2017 № 2148-VIІІ «Про внесення змін до деяких законод...
тел.: (050) 177 46 16; (067) 542 94 00
Партнерская программа:

В течение отопительного периода 2015-2016 гг. среди потребителей тепловой энергии в Украине наблюдалась тенденция получения «платёжек» со значительно завышенной стоимостью отопления. Для многих людей они стали огромной неожиданностью и шоком.

Представители предыдущего правительства утверждали, что осуществление перерасчета стоимости услуг по предоставлению тепловой энергии является простой задачей, однако для её реализации на практике потребителю следует пройти довольно сложную процедуру. Что же это за процедура и какие этапы она включает, проанализируем ниже.

Условия, при которых осуществляется перерасчет стоимости отопления.

Обязательным и наиболее важным условием для осуществления перерасчета за отопление является отсутствие квартирных и домовых средств учета тепловой энергии, поскольку начисление производится по факту оказанной услуги. При этом, перерасчеты за услуги по предоставлению централизованного отопления возможны в следующих случаях:

если предоставление услуг по централизованному отоплению началось позднее установленного срока или отопительный сезон досрочно закончился;
при наличии перерывов в предоставлении услуг, превышающих допустимый срок (12 часов в сутки один раз в месяц);
в случае несоответствия фактической температуры в жилых помещениях нормативно закрепленному показателю.
Кто и когда должен осуществлять перерасчет?

В соответствии с положениями Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г., Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу от 21.07.2005 г. и Порядка проведения перерасчетов размера платы за предоставление услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения качества от 17.02.2010 г. одной из обязанностей исполнителя является проведение перерасчета размера платы за предоставление услуг в случае их непредоставления, предоставления не в полном объеме, снижения качества, в частности, несоответствия их количественных и/или качественных показателей от утвержденных нормативов (норм) потребления. Исполнитель может поручить другой организации выполнять такие работы, однако именно он (исполнитель) несет ответственность за осуществление перерасчета перед потребителем, а не подрядные организации.

Перерасчет размера платы за фактически предоставленные услуги по снабжению тепловой энергии осуществляется путем уменьшения размера платы за предоставление услуги. Исполнитель обязан провести в течение месяца, следующего за расчетным, перерасчет размера платы за предоставленные потребителю услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения качества независимо от наличия задолженности за оказанные услуги.

Рекомендуемый алгоритм действий в случае непредоставления или некачественного предоставления услуг по поставке тепловой энергии и необходимости осуществления перерасчета стоимости таких услуг.

І. Обращение к исполнителю услуг по предоставлению тепловой энергии и составления акта-претензии.

Для потребителей, столкнувшихся с проблемой предоставления некачественных услуг за отопление жилых помещений Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г. и Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу от 21.07.2005 г. предусматривают возможность защиты своих нарушенных прав.

Прежде всего, потребителю следует сообщить об этом исполнителю в устной форме (по телефону) или в письменной форме по адресам, указанным в договоре. Сообщение, независимо от формы, регистрируется в журнале регистрации заявок потребителя. Однако, на практике, рекомендуется обращаться к исполнителю в письменной форме для исключения возможности избежания фиксации факта предоставления некачественных услуг по отоплению представителем исполнителя. В ответ представитель исполнителя, которому известны причины ненадлежащего предоставления или непредоставления услуг, обязан безотлагательно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок, что является основанием для признания исполнителем факта ненадлежащего предоставления или непредоставления услуг.

В случае, если представителю исполнителя не известны причины ненадлежащего предоставления или непредоставления услуг, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления услуг, предоставление их не в полном объеме или проверки количественных и/или качественных показателей предоставления услуг. При этом, для выполнения данного действия представитель исполнителя должен явиться к потребителю не позднее определенного в договоре срока. По результатам проверки составляется акт-претензия о ненадлежащем предоставление или непредоставление услуг (далее акт-претензия), который подписывается потребителем и представителем исполнителя. Акт-претензия составляется в двух экземплярах, по одному каждой из сторон.

Важно, что в случае неприбытия представителя исполнителя в установленный договором срок для проведения проверки количественных и/или качественных показателей или необоснованного отказа от подписания акта-претензии, такой акт считается действительным, если его подписали не менее двух потребителей. После выполнения вышеизложенных действий исполнитель обязан рассмотреть такой акт-претензию и в течение трех рабочих дней сообщить потребителю о факте ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, с обоснованием причины такого отказа. В случае, если исполнитель в течении установленного срока не предоставил ответ, считается, что он признал изложенные в акте-претензии факты ненадлежащего предоставления или непредоставления услуг.

ІІ. Обратиться с жалобой в органы местного самоуправления, территориального отделения Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей и местных органов Антимонопольного комитета Украины.

В случае, если исполнитель услуг по предоставлению тепловой энергии проигнорировал акт-претензию потребителя, следует обращаться с жалобой об обязательстве устранения некачественного предоставления или непредоставления услуг исполнителем и осуществления перерасчета стоимости оказанных услуг в соответствующие органы местного самоуправления. В случае безрезультатности данного действия, рекомендуется подать аналогичную по содержанию жалобу в специально уполномоченный орган исполнительной власти в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, а именно – в территориальное отделение Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей.

Параллельно, на усмотрение потребителей, можно обратиться в местные органы Антимонопольного комитета Украины с требованием о принятии мер по устранению причин, которые содержат признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, путем устранения некачественного предоставления или непредоставления услуг тепловой энергии и осуществление перерасчета стоимости оказанных услуг исполнителем.

На законодательном уровне к жалобам такого рода устанавливаются минимальные требования. Так, в соответствии со ст. 16 Закона Украины «Об обращениях граждан» в жалобе должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания, требования. К жалобе прилагаются имеющиеся у гражданина решения или копии решений, которые принимались по его обращению ранее, а также другие документы (рекомендуется прилагать копию договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу, копию акта-претензии, подтверждающую факт непредоставления или некачественного предоставления исполнителем услуг по предоставлению тепловой энергии, копии писем, адресованных исполнителю услуг), необходимых для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются гражданину.

После отправки данной жалобы органы местного самоуправления, территориальные органы Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей и местные органы Антимонопольного комитета Украины должны в течение одного месяца со дня поступления рассмотреть ее и принять все возможные меры по устранению указанной претензии на действия исполнителя услуг по предоставлению тепловой энергии гражданам.

ІІІ. Обратиться в суд общей юрисдикции с иском об обязательстве исполнителя осуществить перерасчет стоимости услуг по поставке тепловой энергии.

Следует отметить, что судебная практика в контексте удовлетворения указанных исковых требований в целом является положительной. Так, например, постановлением коллегии судей судебной палаты по гражданским делам Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 16.07.2014 года при рассмотрении дела по иску Концерна «Городские тепловые сети» к Субьекту_6 о взыскании задолженности за услуги центрального отопления, была удовлетворена кассационная жалоба Субьекта_6 на решение апелляционного суда Запорожской области от 11 февраля 2014 года. Суд пришел к выводу о наличии обязательства истца осуществить начисление размера платы за предоставленные услуги с учетом уменьшения ее размера, или освобождении от оплаты вообще в соответствующие месяцы. Некачественное предоставление услуг и отклонения температурных показателей в жилых помещениях ответчика от установленных нормативов подтверждалось актами-претензиями, оформленными надлежащим образом.

Однако, коэффициент решений указанной категории дел в пользу потребителя мог бы быть значительно больше. Это обусловлено несоблюдением процедуры досудебного урегулирования спора между потребителем и исполнителем услуг, а именно:

потребителями не предоставляются документальные подтверждения фиксации непредоставления или некачественного предоставления услуг по поставке тепловой энергии и отклонения температурных показателей в жилых помещениях от установленных нормативов (надлежащим образом составленные и подписанные акты-претензии);
наличие задолженности перед исполнителем по оплате оказанных коммунальных услуг, возникает на основании решения потребителей о неуплате за коммунальные услуги без соответствующих подтверждающих документов (Решение Апелляционного суда Днепропетровской области от 02.03.2016 г.).
В то же время, если исковое заявление является аргументированным и подтверждается соответствующими доказательствами: копиями актов-претензий о некачественном предоставлении услуг, копиями жалоб в органы местного самоуправления, территориальных отделений Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей и территориальных органов Антимонопольного комитета Украины, платежными поручениями об оплате за предоставленные коммунальные услуги, заставить исполнителя осуществить перерасчет в судебном порядке окажется не так уж и сложно.

Вывод

Таким образом, процедура пересчета стоимости услуг по поставке тепловой энергии только на первый взгляд достаточно проста в применении, однако существует ряд «подводных камней», которые ее значительно усложняют и делают недоступной для использования обычными гражданами. Однако, четкое соблюдение рекомендованного выше алгоритма действий в сложившейся ситуации поможет защитить нарушенные права потребителей.
Смотрели: 262 раз
Юридический офис Сумской области / Legal office of Sumy region
тел.: (050) 177 46 16; (067) 542 94 00
© Юридический офис Сумской области / Legal office of Sumy region